суббота, 20 февраля 2010 г.

Гудаури - снежный край

"Здесь время замедляет рваный бег,
И знают ли живущие на свете,
Как пахнет освещенный солнцем снег,
Чем дышит с перевала льнущий ветер."


Мое нетерпение росло с каждым днем. Предвкушая минуты безудержного счастья от стремительных спусков по целинному снегу, слепящее солнце и величие кавказских гор, вся киевская суета казалась смешной и ненужной.



Никакой спешки на этот раз, все было упаковано заранее, только вот новые лыжи не поместились в старый чехол, и в последний день пришлось искать новый.

На улице -16 градусов. Мы садимся в самолет, который мчит нас в далекую теплую страну, где на улицах растут пальмы и где много мандарин. Тбилиси, температура +8. На выходе нас уже ждет Резо, хозяин нашей гостиницы в Гудаури. Поджарый мужчина, преклонного возраста, которому на поверку оказалось 70 лет, с легкостью забросив наши вещи в бус, а лыжи на крышу, пригласил нас в салон. Голова уже идет кругом, ибо 2 часа назад мы были совершенно в другом месте.

Не верится, что где-то может быть снег. На улице пахнет весной. За окном мелькает ночная иллюминация Тбилиси, президентский дворец, старые монастыри. Хочется остановится, вдохнуть всей грудью грузинского воздуха. Но терпеть осталось совсем немного. Вспомнили про мандарины, Резо тут же извлек из под сиденья мешок – угощайтесь. Дома еще есть.
Несмотря на то, что приехали мы за полночь, нам на скорую руку накрыли стол, а Резо выставил в качестве презента кувшин вина. Первый раз попробовала сушеную хурму – бесподобное лакомство.

Утро. За окошком валит снег. Наконец то! Завтрак и на гору.
Ски пасы мы купили сразу на 7 дней (стоимость см. в разделе На заметку).

Коротко об инфраструктуре курорта.
Гудаури - развивающийся горнолыжный курорт в Казбегском районе Грузии в 120 км от Тбилиси на высоте 2196 м, вблизи Крестового перевала. Построен австрийцами. Горнолыжный сезон длится с декабря по апрель. В ноябре и мае возможно катание на третьей, а в снежные годы и на второй очереди. Для желающих есть возможность попробовать Heli Ski.


Трассы и подъемники.

Нижняя станция подъемника находится на высоте 1990м, а верхняя Садзели на 3307м. Всего работает пять креселок Doppelmayer. Первая очередь длиной 1010м трехкресельная (вечером освещена), вторая очередь длиной 2310м четырехресельная, третья очередь длиной 1060м трехресельная, четвертая, трехкресельная, 1104м и четырехкресельная пятая,1300м, (на соседнюю вершину Садзеле) - подробная карта трасс на сайте.

Всего более 13км подготовленных трасс разного уровня сложности. Самый длинный спуск 7км, перепад высот ~1000м.
Но самая главная достопримечательность Гудаури – это нетронутые просторы целины, именно за этим сюда съезжаются фрирайдеры всех мастей. Также вокруг курорта имеется огромное количество внетрассовых спусков для беккантри и хели-ски. Однако тут нужно быть всегда на чеку, опасность схождения лавин на них достаточно высока и случаев попадания в них людей множество.



Канатки работают с 10 до 16 часов, независимо от количества катающихся. Закрываются только при очень плохой видимости или сильном ветре. Все канатки оборудованы аварийными дизелями на случай отключения электричества. Так что замерзнуть на подъемнике, как на Тростяне, вам не грозит.


За подробной информацией сюда http://gudauri.ru. Тут же можно узнать контакты жилья, актуальные цены, курс валют, посмотреть веб камеру.

Гудаури славится солнечной погодой, но нам с ней тотально не повезло. Все 6 дней катания градусник показывал 0 и -1, а за окном то валили снег, то висел туман. Солнца увидеть так и не довелось.
Однако что касается катания, тут мы получили именно то, за чем ехали. Я увидела POWDER! Тот самый, от которого люди теряют головы и перестают вести себя адекватно:) Да что там увидела, я по нему каталась! Поначалу было совсем непривычно. В новых лыжах, первый раз в сезоне впрыгнуть в целину. Я всегда считала, что мой уровень катания, ну почти эксперт…на трассе. А тут все иначе, совершенно новое ощущение – едешь как по перине, наверное что-то сродни водным лыжам (не пробовала). Сразу чувствуешь все ошибки - задняя стойка, ноги на ширине плеч, корпус заваленный вперед, ужас. А ошибки на целине куда менее простительны, чуть не так ногу загрузил, моментально потеря равновесия и… привет сугроб. Попробуй потом оттуда выбраться.



Ощущения те еще. Впервые стало страшно от того, что тону в снегу и нет никаких сил из него выбраться, ковыряешься как муравей и все без толку. Пока найдешь лыжи, пока себя с ними откопаешь…20 мин не меньше. Когда снег стал поплотнее на следующий день, эта процедура стала занимать уже намного меньше времени. Совершенно не представляю как выкапываются бордеры, у них же вообще нет точки опоры!

Сначала катали по целине вдоль трассы, с нее всегда можно было выскочить на трассу отдохнуть. Лыжи таки всплывали в этой бездонной белой радости, если нормально разогнаться. Но разгоняться было страшновато, уж слишком плохая видимость была.


Пара слов о моих лыжах, все-таки это был тест-драйв (для тех, кто не является бурным фанатом лыж, этот абзац можно пропустить, ибо тут им будут петься дифирамбы).



Эланы deep spice мне достались чудесным образом и я до их пор благодарна всем, кто оказал мне помощь и советы в их приобретении. Я давно хотела новые лыжи, но не торопилась, так как дело это серьезное. Когда я, наконец, определилась со своими пожеланиями по части мест катания (а именно внетрассовое), то прошерстила весь инет в поисках нужной модели. Остановившись на elan free spice с талией 88, я с горечью узнала, что эти модели завозят только по предварительному заказу и в этом году они мне не светят. Спасибо ака Sheridanи extreme.com.ua за оказанную помощь, он потратил на меня уйму времени, и, в конце концов, мы разыскали единственную пару лыж 2010 года, только не free, а deep spice с талией 105 экспертного уровня. И конечно же irorere, ведь именно благодаря ей я теперь счастливый обладатель настоящих лыж для фрирайда (в качестве благодарности даю ссылочку на ее сайт - www.riskomania.com.ua на котором ко всему прочему можно найти информацию о школе фрирайда в Гудаури). После моих росси, из которых я выросла года 3 года назад, лыжи показались мне невероятно крутыми. Но я их взяла. С тех пор влюбилась, если можно так говорить о лыжах. Помимо того, что они по всем параметрам: жесткости, геометрии – просто офигительные, так у них еще и безумно красивый дизайн. Ну вы же понимаете, что для девушки это очень важный показатель:)

И несмотря на то, что они позиционируются именно как внетрассовая модель, я опробовала их везде, где только было в моих силах:
Powder – ну что тут скажешь, даже при моем еще новичковом уровне катания по целине, потенциал я ощутила. Быстрый скользяк, при хорошей скорости они просто плывут, мягко входя в повороты и доставляют одно удовольствие.
Плотный умеренно мокрый снег – Если ехать не очень быстро, тяжеловато поворачивать, что понятно, так как любые лыжи начинают тонуть, но при быстрой езде ощущения мало чем отличаются от предыдущего пункта.
Подготовленная трасса – ну как бы нормально, ехать можно и даже быстро. Для разминки катали пару-тройку спусков в день, лыжи вели себя вполне адекватно: ноги не выламывали, в повороты входили плавно (лучше брать большими дугами). Немного рыскают из-за ширины, но не так чтобы это доставляло очевидный дискомфорт. Так как рекорды скорости мне на них не ставить, то на трассах они вели себя даже лучше, чем я ожидала. Особенно порадовала жесткость. Очень уверенно и стабильно держат.
Лед и заструги испробовать не удалось, но это не особо меня расстроило:)




Хижина Резо. Если вы не ярый сторонник гостиничного комфорта и не готовы за него переплачивать в 1.5-2 раза, а единственными вашими требованиями является горячая вода в кране, теплая комната, мягкая кровать и хорошая компания, то этот вариант для вас.



Это место кроме как хижиной, действительно не назовешь, но в этом вся соль: самодельные деревянные двухъярусные кровати, уютные небольшие комнатки с удобствами в номере, между прочим! И отменная домашняя грузинская кухня от повара Марины. Ехать туда худеть - не рекомендую, не получится:)



Впрочем, при ежедневном катании, набрать пару лишних кило тоже нужно постараться. Хоть кормили дважды в день, но так вкусно и сытно, что можно было язык проглотить. Чай в любое время и в любом количестве, с лимоном и сладостями, и всегда куча свежих фруктов. Просто гастрономический рай. Радушие хозяев приятно поразило, и ,видимо, не только нас, потому как на стенах висит куча сувениров, подаренных туристами из Латвии, Украины, Польши, России. Почти каждый вечер покупали у Резо домашнее вино и пару раз он нам его давал просто так.

А на горку мы брали термосы с чаем, который можно было брать в любых количествах и легкие перекусы в виде сухофруктов, орехов и шоколада. Ну и как же без мандарин – их мы лопали постоянно, не успевали подкладывать:)



----------

На второй день катания мы познакомились с замечательными ребятами из Эстонии – Валдо и Лембе. Эти двое - просто мастера фрирайда. Катали на почти двухметровых саломонах раза в полтора шире, чем мои 105. И как катали! Вах!



Валдо оказался не просто лыжником, а еще и альпинистом. На скитурах он заходил и на Казбек и на Пик Лениниа (!), ну а потом вниз, с ветерком:) Так что у него было чему поучиться, да он и сам с большим энтузиазмом делился секретами техники катания по целине, снимал нас всех на видео и указывал на ошибки, когда мы вечером сидели все вместе за бокалом-другим вина. Именно после этой поездки я поняла, что снег может убивать, узнала что такое лавинный датчик и как он работает и поняла для чего нужна лопата. Конечно, в теории я все это знала и видела и раньше, но одно дело теория, а другое – практика.
Валдо нам показал настоящую школу фрирайда. Мы катали по нетронутой целине, вырисовывая на ней каждый свою змейку. Это были наши первые шаги в мир фрирайда и Гудаури для этого подходит как нельзя лучше: длинные относительно пологие спуски, мало камней (хотя один дроп мы таки поймали, благо я ехала не первой) и
много-много снега.



Так как видимость все время была паршивенькой, то третью канатку долгое время не запускали. И тогда, предупредив начальника спасслужбы, Валдо отправился на вершину Садзели (3009м) пешком.



Погода была, и впрямь не ахти, и я не решилась составить компанию, а Серега и Лембе пошли вместе с ним. Но все остались довольны спуском, хотя подъем был не из легких, даже для Валдо, у которого были скитур адаптеры.
Еще безумно понравился магический эстонский напиток (чаем его, пожалуй, не назовешь, скорее горячий компот), секрет его приготовления Валдо нам не раскрыл, но прилив сил от него просто ух!

Оказалось, что профессия Валдо – оранизация активного отыха и обучение лыжнму катанию, альпинизму и прочему. Ссылка на его ресурс - http://seiklusring.ee. К сожалению, все на эстонском, но можно найти галерею, где есть потрясающие фото Гульмарга, того же Гудаури, Эльбруса. Вдохновляет! Мы тоже попали:)

На пятый день, я потянула связку на коленке и с середины горы из целины выбиралась буквально на одной лыже, при попытке повернуть вправо, все колено пронзала острая боль. Так что я осталась в роли папарацци, возле подъемника. Погодка тем временем улучшилась, даже увидели кусочки голубого неба. Я не удержалась, спустилась еще раз по трассе второго подъемника, но спуск дался с трудом. Включили третий подъемник и весь народ ломанулся туда. А народа было совсем немного. Очень непривычно, все 6 дней катания на горе, кроме нас и эстонцев, были еще 10 ребят из Киева и какая-то детская спортивная школа. Разве что на выходных я пару раз видела очередь у подъемника, и то небольшую.

Высоту 3009м в этот раз я не взяла, но это меня не расстроило. Я видела счастье в глазах своих друзей, этого мне хватило. Были бы ноги целы:) А сюда я еще вернусь.



Приятно порадовала работа ски патруля. Ребята вне зависимости от количества людей и погоды, работали на совесть. Их красные куртки были видны на всех трассах. Трассы аналогично, не в пример Карпатским курортам, ратрачили ежедневно. Единственное, что на мой взгляд, не продумали, так это разметку этих самых трасс. В тумане потерять трассу можно запросто. На одном хитром повороте народ то и дело улетал в сугроб, выдолбили там целую воронку. А в последний день наша Анюта там сломала палку (потом в прокате за нее потребовали 50 лари, так что не ломайте прокатные палки:) ).

Шестой день катания был все таким же уныло туманным, да к тому же и мокро снежным. Колено продолжало болеть, хоть и не так, как в предыдущий день. Разумеется на целину мне уже было нельзя, поэтому каталась по трассе и каждый раз находилась новая компания: то Серега, то "велокиевские слоники" (так мы прозвали их разношерстную компанию), а потом и Валдо с эстонскими девченками. Мы выстроились гуськом и как в первом классе повторяли все его движения. Как я и думала, причиной моей травмы послужила неправильная техника. Да, 7 лет катания ничего не значат. За этих три медитативных спуска с Валдо я научилась большему, чем за предыдущие 5 дней. Вот уж никогда бы не подумала. Потом они отправились проверять свои лавинные датчики в ближайшем сугробе, а мы - в шашлычную, нужно же было попробовать настоящий грузинский шашлык!



На заметку:
Стоимость абонемента на 7 дней - 153 лари (~$90)
1 день катания - 25 лари (~$15)
Маршрутка Гудаури Тбилиси – 6 лари (аналогично в обратном направление). Остановка у станции м. Дидубэ в Тбилиси
Трансфер от аэропорта в Тбилиси до Гудаури $20 с человека (по предварительному заказу у хозяина гостинницы)
Стоимость проживания в гостиннице 25 у.е. в сутки с двухразовым питанием (хижина Резо).
Жилье – подробные контакты на сайте gudari.ru, но бронировать нужно заранее (месяца за 2-3).
Перелет Киев-Тбилиси и обратно $290
Валюта – лари. 1 лари ~ 5 грн

И …. летайте грузинскими авиалиниями – не пожалеете:)
P.S. Вывозить по закону полагается не более 5л спиртного, а общая сумма багажа без ручной клади не должна превышать 20 кг. И то и другое, нарушать можно, но без фанатизма:)



Продолжение следует...


СМОТРИМ ФОТО - ГУДАУРИ 2010

Комментариев нет: